BUNKER47 — начало
Привет!
Я Леонид Николаев, автор идеи и концепции проекта Bunker47 — концертной площадки и арт-пространства в настоящем бомбоубежище в Москве
Мало кто знает, чем я занимаюсь кроме своей основной работы.

Работа, а это мой бизнес, отнимает почти все время и, в принципе, заполняла бы все пространство между состояниями: встал утром с кровати — вечером лег спать.

Однако, еще до того, как я открыл свой бизнес в Москве в 2014 году, я был участником музыкального коллектива, на тот момент кавер-группы Epic Mail Band.
Карты легли так, что помимо игры на инструменте на мне лежали заботы о материально-техническом оснащении коллектива, а позднее строительстве и оборудовании собственной репетиционной точки.
Мы поиграли на съемных репбазах и нам не понравилось: тратишь время на настройки после других музыкантов, аппарат зачастую не тот, который нужен, или неисправный, не всегда свободна нужная комната в подходящее время, накладки с бронированием и множество других нюансов.
Заезд в будущую репетиционную точку Epic Mail Band в помещении бывшего бомбоубежища
Не сказать, что у нас был плотный концертный график, но мы отыграли немало концертов в большом количестве клубов и площадок Москвы, чтобы составить свое впечатление о качестве места, звука и сопутствующих вещах, которые должны помогать музыкантам создать соответствующую атмосферу в зале и самим музыкантам получить удовольствие от происходящего.

Заведений, где количество плюсов перевешивало бы количество минусов, почти нет — увы.

Помню, однажды согласовывали райдер со звукорежиссером клуба, говорим:
— У нас должно быть два навесных тома на ударных.
— Не вопрос, — отвечает, — все есть.
Приезжаем на саунд-чек. Два тома действительно есть, но крепление только для одного.
— Как нам играть, — спрашиваем.
— Ну… — говорит, — А просто поставить его с бочкá нельзя? Ну, поиграете как-нибудь, рукой придержите…


Наша репетиционная точка, найденная при помощи коллег по работе, располагалась в бомбоубежище, которое находилось под бизнес-центром. Мы несколько лет ходили в этот БЦ на работу и даже не подозревали, что находится тут, на минус втором этаже.

Наша тридцатиметровая комната была одна из первых от входа, все остальные помещения бомбоубежища были перекрыты решетками, находились в полумраке или полной темноте и оставляли налет загадки и таинственности.

Позже оказалось, что за таинственностью скрывался ужас разрухи и запустения.

Я долго пытался узнать, что же там за решетками (сейчас я иногда думаю — зачем? Зачем, мне все это понадобилось, спал бы себе спокойно…)

В 2013 году я получил доступ чуть дальше нашего коридора и снял отгороженное теми же решетками и ржавыми металлическими стенами помещение под склад интернет-магазина, которым занималась в то время моя супруга.
Нам повесили две лампочки, а решетки мы загородили пвх-баннерами, которые остались от бывших арендаторов бизнес-центра.

Примерно так выглядело помещение до того, как я его "отвоевал"
На репетиции нашей группы что тогда, что сейчас приходит очень много народа и меня часто посещала мысль: как было бы круто сделать свой клуб с отличной сценой, хорошим звуком, местом, где могут присесть гости и даже выпить чего-нибудь вкусного.

Почти два года я договаривался с собственниками, ждал их решения. Слышал про проблемы с администрацией смежного здания и спорах о границах участков этого, никому не нужного (до меня) подвала.

В конце 2017 года мне сказали: "Забирай, вот тебе условия аренды."

Я был так счастлив, что тем же вечером набросал список расходов на ремонт, приобретение музыкального аппарата и вот это вот все.

Отсутствие знаний и гипертрофированный энтузиазм — хорошая смесь для стартапа, но плохая для финансового бюджета когда все ты делаешь на свои.

«Ну что, я стены сам не сделаю, или провода не протяну?»,— уговаривал я сам себя. Но все оказалось в целом не так. Я был вынужден заказать проекты по электрике, сантехнике и канализации, противопожарной системе и системе оповещения у специализированных организаций, да еще обязательно СРО.

В итоге это правильно, так и должно быть, однако с момента первичных расчетов, суммы затрат выросли примерно в 3 раза.

Первый завоз материалов для ремонта
Мы снесли все перегородки, вывезли три контейнера мусора, включая склад средств гражданской обороны — прогнившие противогазы, рассыпанные ампулы из аптечек химзащиты, и прочая-прочая.
Как мне рассказали старожилы здания, в году эдак 2005, тут в подвале был обнаружен дюар с какой-то жидкостью, то ли взрывоопасной, то ли химически вредной, был оцеплен весь квартал и специально обученные люди выносили ее в режиме спецоперации.

В момент демонтажа ненужного мы нашли шкафчик, на стенке которого висел календарь. В нем старательно отмечались дни карандашиком. Последняя отметка была в районе октября 1985 года, видимо это был последний день, когда тут появлялись живые люди до того, как пришли мы...

Я нарисовал проект и придумал схему каркаса и основных сооружений, которые необходимо было возвести: комната звукорежиссера, сцена, вип-зона для гостей в большом зале, бар.

Взяв в руки уровень, я понял, что когда бомбоубежище строили, видимо ни одного измерительного прибора в руках строителей не было :(

Разница уровней стен и пола в некоторых местах настолько колоссальная, что при строительстве каркаса кое-где нам пришлось отступить от стены на 40-45 см.

Когда я показываю людям, что уровень сцены абсолютно ровный по горизонтали, они смотрят на «юбку» конструкции и не верят, поскольку пол местами «проваливается» на 5-7 см от уровня пола у стен.

Сцена: по нижней границе пола, можно на глазок определить насколько он "ровный"
В декабре 17 года, когда все проекты коммуникаций были сделаны и согласованы и я получил на руки сметы по выполнению монтажных работ, я посмотрел на суммы, приуныл и принял решение попробовать собрать средства на проект через краудфандинг на ресурсе Планета.

Мы пригласили копирайтера, сделали фото, видео, выложили 3D-модели будущего проекта, придумали вознаграждения, заручились поддержкой множества людей, открыли проект и!..

— не собрали даже 2% от необходимой суммы за месяц, пока проект жил на краудфандинговой площадке, не смотря на все наши усилия по его продвижению по личным и смм-каналам.

Я думал бросить все это, но груз того, что уже было сделано, неловкость перед многими ребятами, которые на условиях волонтерства помогали мне таскать тонны стройматериалов, делать стены и прочее, не позволили мне отказаться от идеи.

Полноценно строить у меня получалось только по воскресеньям. Единственный день, когда помимо работы, семейного дня в субботу, я мог полноценно что-то сделать не урывками по часу-двум, а именно фундаментально по 12-14 часов в день.

Наш неудавшийся опыт краудфандинга
К настоящему моменту я серьезно поднаторел в общих вопросах строительства, столярном деле, мебельном производстве, определении качества материалов и крепежа, видах и свойствах красок, противопожарных средств, звукоизоляционных и звукопоглощающих качествах материалов, видах отделки, электрике, сантехнике, световом оборудовании и так далее, далее…

Я тут думаю, что в связи с повышением пенсионного возраста, пенсию я вряд ли увижу, но семья скорее всего с голода не умрет, если вдруг меня выгонят с работы и никуда более не возьмут :)


Так выглядела барная стойка после сборки
Итак, где мы сейчас:

Мы завершили основные работы по возведению конструкций и приступили к финишной отделке стен, а также элементов дизайна помещения.
Мы полностью завершили прокладку и монтаж электрики — сложнейшего зонального проекта с собственным подключением непосредственно в электростанцию Мосэнергосбыта


Что нам предстоит:

  • Прокладка канализации и водопровода (все оборудование и материалы уже закуплены)
  • Оснащение туалетных комнат (мужской, женский, служебный)
  • Финишная отделка потолка
  • Укладка пола сцены, вип-зоны, комнаты звукорежиссеров (промышленный ковролин)
  • Укладка пола главного зала и бара (резиновая плита 50х50х2)
  • Монтаж и наладка слаботочной разводки
  • Пуско-наладочные работы по запуску всех систем




Что же в итоге мы тут будем организовывать:

  • Концерты музыкальных коллективов, а также сборные концерты и фестивали молодых исполнителей (есть предварительные договоренности с несколькими продюсерскими центрами)
  • Титульные концерты — выступления известных коллективов. Формат — FUN— непосредственная близость к артистам
  • Проведение мероприятий (конференции, мастер-классы, выступления) — пространство для слушателей, кофе-брейк в барной зоне, обеды в кафе на -1 этаже БЦ — открыт для предложений event-агентств, пишите
  • Кинопоказы
  • Постановки малых и экспериментальных театров
  • Работа помещения в режиме большого бара (использование главного зала, помимо основного бара), выступление DJ
  • Фотосессии (у нас есть где сделать крутые кадры)
  • Открытые репетиции групп (с приглашением до 200 гостей)
  • Аренда помещения под мероприятия
  • Онлайн-трансляции мероприятий и живые концерты
  • Студия звукозаписи (вторая очередь, 2019 г.)




Переломный момент пройден — мы в финале первого этапа, но это только начало

Продолжение истории:
Как мы строили Бар — теплый, ламповый, крафтовый, с нуля



Автор: Леонид Николаев
Фотографии: Леонид Николаев, Станислав Барышев
Вы всегда можете написать мне

E-mail: xpert@mail.ru Телеграм: @Leonid_Nikolaev
Facebook | Instagram
Много интересной информации в официальных страницах Bunker47